Безопасность жизнедеятельности




Безопасность жизнедеятельности - стр. 192


В странах со зрелыми федеративными отношениями

распределение полномочий, сфер деятельности и ресурсов между Центром и регионами стабильно, предсказуемо, ясно очерчено и опирается на прочную основу в виде конституции, судебно-правовой системы и многолетних политических традиций. Политическое поведение в таких федерациях определяется четко установленными и одинаково воспринимаемыми нормами и правилами и является, поэтому производным от существующих федеральных институтов. В России институты федерализма формируются довольно-таки произвольно, как следствие текущих политических процессов, где доминируют предпочтения и ресурсы вовлеченных в них политических элит.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования отношений Центра с субъектами Федерации в рамках их конституционного статуса.

Однако действующая Конституция РФ лишь в незначительной степени регламентирует становление и функционирование институтов взаимодействия Центра и регионов, поскольку содержит самые общие и расплывчатые указания о распределении полномочий между властными структурами различного уровня. То же немногое, что Конституция все же предписывает определенно, в повседневной жизни сплошь и рядом нарушается.

Федеральный Центр по-разному относится к регионам страны. Создание федеральных округов еще более запутало положение. Существование множества моделей отношений «Центр-регион» связано с серьезными отличиями в системе организации и взаимодействия различных интересов, присутствующих на той или иной территории.

В зависимости от уровня внимания Центра, а также степени самостоятельности регионов и выраженности их собственных интересов можно выделить как минимум 5 моделей взаимодействия.


Содержание  Назад  Вперед