Безопасность жизнедеятельности

       

и выражающими его режимными политическими


Такая перспектива, сочетаясь с кризисом «старой» системы общественных отношений и выражающими его режимными политическими конфликтами, частично уже реализовалась в вышедших на вооруженный уровень развития конфликтах в Таджикистане, Азербайджане (Карабах), Грузии (Абхазия и Южная Осетия), Молдове (Приднестровье) и России (Северная Осетия и Ингушетия, Чечня).

Фактором, дестабилизирующим обстановку в странах СНГ, где у власти находится традиционно-ориентированная элита, является то обстоятельство, что в новых независимых государствах, сохраняющих жесткую структуру авторитарного типа, «нормальным» средством обеспечения политической стабильности продолжает служить угроза репрессий (Туркменистан, Узбекистан).

И наоборот, резкий переход на демократические начала формирования власти и либеральные методы государственного управления, не подкрепленный преобразованиями социально-экономической сферы, становится здесь причиной политической нестабильности (Грузия).

Опыт последних лет показывает, что большая часть постсоветских конфликтов национально-этнического характера развивается по одному и тому же сценарию, или замкнутому кругу: сначала удается приостановить вооруженные действия сторон, временно «замораживая» конфликт, который затем снова возвращается в виде «спора», «угроз» или даже «войн», так и не достигнув «урегулирования».

Характерной чертой ряда внутренних конфликтов является вовлечение в них сопредельных, этнически однородных с одной из конфликтующих сторон иностранных государств (Румыния в Приднестровье, Армения в Нагорном Карабахе, Афганистан в Таджикистане) либо конфессионально-родственных сообществ (исламский мир — в чеченский конфликт), приводящее к интернационализации действующих на территории СНГ конфликтных процессов. Вместе с тем, хотим мы этого или нет, следует признать, что по формальным признакам Россия поддерживает сепаратистские настроения в некоторых странах СНГ.

При всех наших симпатиях к народам, стремящимся к самоопределению, фактом остается участие российских военных в событиях в Приднестровье и Южной Осетии, чеченцев (по своему статусу российских граждан) — в события в Абхазии.


Содержание  Назад  Вперед